В чем плюсы и минусы автоподзавода наручных часов?

Как заводить часы с автоподзаводом?

Следует учесть, что некоторые модели часов лишены функции принудительного автоподзавода. Поэтому при их покупке нужно выяснить у продавца, можно ли завести часы вручную. Чтобы правильно завести механические часы с подзаводом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

Обычно самозаводящиеся часы не нуждаются в заводе, так как это происходит автоматически при их ношении

Однако если механизм используется нерегулярно, они останавливаются, и возникает закономерный вопрос, нужно ли заводить часы с автоподзаводом вручную.

Да, чтобы обеспечить полноценную работу хронометра, потребуется сделать это самостоятельно. Для этого у приспособления откручивается особая головка, защищающая механизм от попадания влаги. Затем ее нужно вращать по часовой стрелке до упора. Иногда это дается с трудом. Это нормальное явление. После того как головка больше не вращается, ее прикручивают на прежнее место.

Автоподзавод в часах: как правильно заводить?
Автоподзавод в часах: как правильно заводить?

Чтобы часы не требовали завода, их нужно носить не менее 12 часов в сутки. Тогда завод будет происходить автоматически, и ручной способ не понадобится. Автоподзавод в часах работает правильно, если часы не останавливаются и не замедляют свой ход. Если часы с автоподзаводом останавливаются ночью, значит, они были на руке недостаточное количество времени Ручного способа автозавода хватает на 3-4 суток. В неделю их будет нужно заводить не менее 2 раз.

Модификации автоподзавода в часах

Современные модели часов с автоподзаводом в основном оснащены сектором, который способен свободно вращаться на 360о. Тогда как более старые версии имеют угол поворота, ограниченный специальными амортизирующими упорами.

Zenith Подробнее

Расположение инерционного сектора бывает в центре часового механизма или смещенным от него к краю.

Максимальный радиус сектора и локализация его в центре обеспечивают более высокий КПД. Сложные дорогостоящие модели механических часов с автоподзаводом нередко отличаются небольшим сектором со смещенной от центра осью.

Вращение сектора автоматического подзавода может происходить в разных направлениях. Некоторые часы имеют специальный реверсный механизм, посредством которого двустороннее вращение сектора преобразуется в одностороннее движение вала барабана. Существуют такие модели, которые заводятся только тогда, когда сектор вращается в одну сторону, обратный его ход – холостой. Считается, что часы, оснащенные реверсивным устройством, конструктивно более сложные, обладают и большим КПД. Но на практике бывает, что обе разновидности работают примерно с одинаковой эффективностью, так как во время переключения реверсивного механизма при смене направления вращения сектора случаются потери энергии.

В большинстве моделей часов с автоподзаводом (не у всех) предусмотрена возможность заводить их привычным способом – крутя головку. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что от подобной функции (или ее отсутствия) зависит надежность, сложность и стоимость часов. Но то, что заводить механизм с автоматическим подзаводом надо медленно, известно наверняка. В противном случае легко сломать или повредить элементы устройства.

Как уже отмечалось, производители с помочью различных материалов стараются сделать сектор автоматического подзавода как можно более тяжелым. Часто для его изготовления применяется особый вольфрамовый сплав, более дешевый вариант – латунь. Часы премиум сегмента могут иметь сектор автоподзавода, сделанный из золота.

Данный элемент является наиболее тяжелым. Его опоры во время работы подвергаются серьезным нагрузкам. Надежность часового механизма зависит от количества таких опор. Современные системы автоподзавода часов оснащены опорами качения (с шарикоподшипниками, позволяющими повысить эффективность работы и многократно уменьшить трение). Более ранние модели часов имели опоры скольжения.

Нужно ли заводить механические часы с автоподзаводом вручную?

Если вы носите аксессуар регулярно, проблем с подзаводом практически нет. Большинство современных часовых механизмов также можно заводить вручную. Это особенно удобно, если вы нечасто носите их или часто их перемещаете.

Рекомендуется ли регулярно заводить автоматические часы вручную, также зависит от механизма. Универсального ответа нет. Обычно эту информацию предоставляют производители. В целом, чем меньше вы полагаетесь на ручной завод автоматических часов, тем медленнее изнашиваются компоненты.

Автоподзавод часов — принцип работы

Механические часы с автоподзаводом имеют специальный элемент-сектор, закреплённый на центральной оси.

Tissot Heritage Visodate Automatic T019.430.11.031.00 (T0194301103100) — швейцарские мужские механические часы в классическом стиле

Он способен пересиливать сопротивление пружины и подзаводить механизм из-за особой конструкции: сектор изготавливается из лёгкой и тонкой верхней части и тяжёлого полукольца из вольфрамового сплава, что обеспечивает превосходящую инерцию. Элемент имеет смещённый к внешнему краю центр тяжести (ротор), благодаря которому сектор даже при малейшем движении руки поворачивается вокруг собственной оси и дозаводит пружину через систему зубчатых колёс.

Часы с автоподзаводом имеют запас хода — время, за которое часовой механизм может функционировать без завода пружины.

Orient RA-AC0E03S10 — японские мужские механические часы с запасом хода до 40 часов

Современные модели отличаются резервом хода от 38 до 80 часов.

Tissot Couturier Powermati 80 Lady T035.207.11.031.00 (T0352071103100) — женские швейцарские механические часы с запасом хода 80 часов

Как работает автоподзавод?

Особенности работы:

  1. В целом заводной механизм напоминает ручной.
  2. К ручным деталям добавляется металлический груз, называемый ротором.
  3. Ротор может свободно вращаться и связан с механизмом.
  4. Ротор вращается при каждом движении запястья, передавая энергию боевой пружине.
  5. Боевая пружина автоматически заводится в результате передачи энергии.

Чтобы купить наручные механические мужские часы с автоподзаводом, достаточно заглянуть в коллекции таких брендов, как Tissot, Seiko, Epos, Swatch. Если покупаете аксессуар в подарок, не забудьте про вотчвиндер – шкатулку с прозрачным окном, демонстрирующую красоту часов.

Выбор шкатулки для хранения часов с автоподзаводом

Где и как хранить механические часы с автоподзаводом? Для этого есть специальные заводные шкатулки. Они бывают двух видов: полностью автоматический виндер, работающий под управлением электроники, и шкатулки с обычным механическим приводом, который идет отдельно.

  1. В электронных шкатулках управление процессом подзаводки часов осуществляет автоматика. Используемая в устройстве электронная схема IC предусматривает завод и по часовой стрелке, и в обратном направлении. Пользователь может целиком контролировать процесс, выставляя на свое усмотрение продолжительность подзавода, направление, таймер и т. п. Встроенная в такие заводные шкатулки высокотехнологичная начинка обеспечивает качественную и надежную работу, которой остаются довольны даже самые привередливые пользователи. Подобные тайммуверы, как правило, подходят для всех известных моделей часов с автоподзаводом, мужских и женских.

  2. В виндерах второго типа привод для автоподзавода часов не идет в комплекте, а поставляется отдельно. Как правило, электроники, управляющей приводом, в таких моделях нет. Иногда подобные шкатулки можно дополнить примитивными внешними таймерами подзавода часов и условно отнести их к разряду автоматических устройств. Но не стоит возлагать на них большие надежды: настройку, скорее всего, придется осуществлять в ручном режиме (способность сохранения данных у таких виндеров отсутствует). Но главная проблема состоит в том, что, если все время пользоваться такими сомнительными тайммуверами, можно просто испортить хорошие часы.

В часах с автоподзаводом, как и во всех механизмах, детали изнашиваются. Из-за постоянной нерегулируемой работы заводное устройство может выйти из строя без возможности восстановления. Главным фактором повышенной нагрузки на тонкий внутренний механизм является сам принцип работы подобных часов, основанный на трансформации энергии. В то же время и слишком тщательная регулировка, которая возможна при наличии специальных встроенных механизмов, способна нанести вред часам с автоподзаводом.

Дешевые шкатулки для автоматического подзавода (без электронного управления) всего лишь придают вращение заводному механизму в определенном направлении. В итоге постоянное круговое движение приводит к быстрому изнашиванию и поломке тонкой механики. Подобные устройства производители часов даже не относят собственно к виндерам, так как их применение чревато потерей репутации для настоящих автозаводных шкатулок к часам.

Поэтому лучше не подвергать опасности свои часы, соблазнившись ценой сомнительного устройства, а накопить денег для покупки автоматического тайммувера действительно высокого качества, который увеличит срок службы ваших часов с автоподзаводом.

часы с автоподзаводом как работают