Православные кресты

Православные кресты: история возникновения

В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому «и пишется у них о висельниках: «проклят всякий висящий на древе» (Втор. 21:23)», поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь — усечение головы мечом — прибавилась у них в эпоху Царств.

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.

Фото: TijanaZemun,

Фото: TijanaZemun,

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). «Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное — славян.) в древности знамение жесточайших казней», — свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И Апостольский муж — святой Иустин Философ — утверждал: «Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой» (Апология, § 55).

Вообще же «символ» — по-гречески «соединение», и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

В новозаветной Церкви, возникшей в Палестине в основном из бывших иудеев, сначала привитие символических изображений было затруднено по причине приверженности их к своим прежним преданиям, строго запрещавшим изображения и тем самым ограждавшим ветхозаветную церковь от влияния языческого идолобесия. Впрочем, как известно, Промысл Божий уже тогда давал ей много уроков символического и иконографического языка. Например: Бог, запретив пророку Иезекилю говорить, повелел ему начертать на кирпиче изображение осады Иерусалима в «знамение сынам израилевым» (Иез. 4:3). И понятно, что со временем, при увеличении числа христиан из других народов, где традиционно допускались изображения, такое одностороннее влияние иудейского элемента, конечно же, ослабевало и постепенно исчезало совсем.

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности — внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.

И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых. Для примера, Иконостас — порождение Таинства причащения, подлежащего предохранительным мерам; или диаконский возглас: «елицы оглашенные изыдите» между литургиями оглашенных и верных, несомненно, напоминает нам, что «мы совершаем Таинство, затворив двери, и запрещаем непосвященным быть при оном», пишет Златоустый (Беседа 24, Мф.).

Вспомним, как известный Римский лицедей и мим Генесий по приказу императора Диоклетиана в 268 году выставлял в цирке на посмешище Таинство крещения. Какое чудесное действие оказали на него произнесенные слова, видим из жития блаженного мученика Генесия: покаявшись, он принял крещение и вместе с приготовленными для публичной казни христианами «был первым усечен главою». Этот далеко не единственный факт поругания святыни — пример того, что многое из христианских тайн сделалось известным язычникам уже давно.

«Мир сей, — по слову Тайновидца Иоанна, — весь лежащий во зле» (1 Ин. 5:19), и есть та агрессивная среда, в которой Церковь борется за спасение людей и которая вынудила христиан уже с первых веков употреблять условный символический язык: сокращения, монограммы, символические изображения и знаки.

Этот новый язык Церкви помогает посвящать новообращенного в тайну Креста постепенно, разумеется, с учетом его духовного возраста. Ведь необходимость (как добровольного условия) постепенности в раскрытии догматов оглашенным, готовящимся к принятию крещения, основана на словах Самого Спасителя (см. Мф. 7;6и1 Кор. 3:1). Именно поэтому святитель Кирилл Иерусалимский разделил свои проповеди на две части: первую -из 18 огласительных, где ни слова о Таинствах, и вторую — из 5 тайноводственных, объясняющих верным все церковные Таинства. В предисловии он убеждает оглашенных не передавать услышанное посторонним: «когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать его». И святитель Иоанн Златоуст писал: «я желал бы открыто говорить об этом, но опасаюсь непосвященных. Ибо они затрудняют беседу нашу, заставляя нас говорить неясно и прикровенно» (Беседа 40, 1 Кор.). О том же говорится и у блаженного Феодорита, епископа Киррского: «о божественных тайнах, по причине непосвященных, беседуем прикровенно; по удалении же таковых, которые сподобились тайноводства, тех учим ясно» (15 вопр. Числ.).

Из каких материалов изготавливают нательные кресты?

Наиболее широко распространены нательные крестики из металла, особенно серебряные и золотые. Но встречаются и другие материалы: кто-то предпочитает деревянный нательный крест, кто-то – вырезанный из камня, кости, перламутра. Каждый из этих материалов имеет свою символику, и каждый соответствует церковной традиции.

Из истории нательного креста

Нагрудные крестыНошение на себе изображений креста было распространено еще во времена первых христиан – причем одни скрывали его под одеждой, а другие носили явно, не боясь гонений. Об этом свидетельствуют жития древних мучеников, например, святого Прокопия, пострадавшего в начале IV столетия. Нагрудные кресты находили и в погребениях некоторых первохристианских мучеников. Так, рядом с мощами мученицы Мартины, обретенными в римских катакомбах, лежал ее крестик: маленький, деревянный, весьма искусной работы, с дырочкой для ношения, проделанной в верхней части. Об этом факте упоминает святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем трактате о православном кресте (не все знают, что величайшему молитвеннику и чудотворцу конца XIX — начала ХХ веков принадлежит труд по ставрографии). После обретения Креста Господня святой царицей Еленой (IV век по Р.Х.) частицы Святого Древа разошлись по миру. Многие постоянно носили их с собой, вправляя их в небольшие крестики. На Руси традиция носить нательный крест широко распространилась сразу по принятии Крещения: одни исследователи полагают, что таким образом христиан отличали от язычников и этого требовала государственная власть, другие отвергают это мнение, видя в ношении тельника свободное проявление благочестия.

Иконы на нательных крестах

крестикиВстречаются крестики, на которых помимо Распятого Христа можно увидеть изображения святых – как тех, кто исторически присутствовал при Распятии, так и живших в совсем иные эпохи.

Нередко на крестах изображают Пресвятую Богородицу и апостола Иоанна Богослова, скорбно стоящих у Распятия, как это и было исторически.

Рядом может быть образ св. Лонгина Сотника – воина, который, участвуя по долгу службы в Распятии, был поражен духовным величием Христа и свершившимися чудесами, уверовал, а затем и принял мученический венец, а также верных учениц Спасителя — святых Жен-Мироносиц.  

В верхней части креста или по бокам нередко изображают ангелов: Небесные силы со страхом и скорбью созерцали страшное таинство Искупления. На крестах встречаются как полные или полуфигуры ангелов в их антропоморфном виде, так и изображения шестикрылых херувимов. 

В верхней части креста также может быть изображена Пресвятая Троица. Это — напоминание о Предвечном Совете, когда Отец, Сын и Святой Дух, еще до сотворения мира и, соответственно, людей, предвидя грехопадение Адама и Евы, постановили спасти человечество пришествием и страданиями Христа.

На оборотной стороне креста могут находиться иконы любых святых или ангелов,  изображения событий Священной истории. Особое значение несет образ Воскресения Христова, преддверием которого послужило Распятие.

православный крест рф