Нательный крестик – Православный журнал «Фома»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Крест Христов – это символ христианства. Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест – не просто знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

Миф . Уронить свой нательный крест— тоже кнесчастью. Особенно если это произошло накладбище. Вэтом случае поднимать свой крест нельзя: онуже принадлежит духам умерших

Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.

С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.

Крест восьмиконечный

Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.

Крест каплевидный

Крест каплевидный

«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.

Крест четырёхконечный

Крест четырёхконечный

Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.

Крест святой Нины

Крест святой Нины

По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.

Что означает череп на крестике?

Казалось бы, перед нами символ спасения и торжества жизни, так почему иногда изображают внизу на крестике череп с костями? Это не может быть неким мистическим символом, ведь христианская церковь отрицательно относится к оккультным знаниям.

Некоторые люди связывают это изображение с напоминанием о бренности земной жизни. Но есть версия и получше. По легенде, именно на Голгофе, где Христос принял мученическую смерть, покоятся останки первого человека, Адама. И кровь Спасителя омыла землю Лобного места, заодно смыв грехи прародителей человеческих.

Основные аббревиатуры, встречающиеся на нательных крестах

Аббревиатуру «Иисус Христос» обычно располагают около рук Господа.


«Иисус Назорей, Царь Иудейский» – эту надпись, в качестве указания вины Распятого, Понтий Пилат поместил над Его головой на особой табличке, которую обычно изображают и на нательных крестиках. 

 «Царь Славы» — этот вариант надписания встречается на православных крестах – вместо первой надписи или в дополнение к ней. 

Ника — «победа». Эта надпись говорит нам о том, что Крестная Смерть Христа, казавшаяся Его современникам страшным поражением всей жизни и учения Иисуса из Назарета, на деле явилась блистательной победой Богочеловека.

Также на крестах встречаются надписи:

 – «Сын Божий»

– «Место Лобное Рай Бысть» (место казни стало Раем – указание на значение Христовых Страданий для спасения человечества)

 – «Крест Христов – красота Церкви»

 – «гора Голгофа»


 – «глава Адама». Согласно преданию Церкви, первый человек был погребен на Голгофе, от чего она и получила свое имя, в переводе означающее «Гора черепа» или «Лобное место». Тысячелетия спустя после кончины праотца над его могилой был распят Спаситель мира, именуемый иногда Новым Адамом, искупившим грехи Адама первого. Кровь Христа пролилась на останки первого человека и омыла их в знак очищения от первородного греха как самого праотца, так и его потомков.

 – «Крест Христов бесам язва»

«Крест Христов мученикам крепость» – «Крест Христов мученикам крепость»


 – «Крест Христов высота неизреченная»

 – «Крест Христов лествица небесная»

 – Христос Крест нам дал на похвалу (надпись  – Христос Крест нам дал на похвалу (надпись встречается на крестах домонгольского периода)

 – «Сый» (Сущий – относится ко Христу, указывает на Его Божество, обычно буквы располагаются в крестчатом нимбе Спасителя либо в верхней части креста, если на нем нет изображения Распятия)

 – «Свят, свят, свят Господь Саваоф» — так воспевают Херувимы пред Престолом Божиим

 – «исполнь (полны) Небо и земля славы Твоея»

 – первая и последняя буквы греческого алфавита, символизируют начало и конец. В данном случае напоминают о словах Божиих: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец, первый и последний»

КТ – Кресту Твоему, ПВ – покланяемся, Владыко, СВ – Святое Воскресение, ТС – Твое славим – начальные буквы тропаря Кресту 

оОдна из древнейших надписей, наносившихся христианами на кресты, сегодня практически не встречается – во всяком случае, в России. Надпись эта была распространена в древней Византии и оттуда разошлась по всему христианскому Востоку. Состояла она из двух коротких слов: фос и зоэ, расположенных так, что буква о оказывалась в средокрестии, а остальные – на оконечностях креста, так что слова перекрещивались. «Фос» означает «свет», «зоэ» — «жизнь». Эта краткая надпись раскрывала значение для человечества Крестной Жертвы Спасителя, даровавшей нам Вечную Жизнь во свете Божественной благодати. «Я Свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12) — говорит Христос. 

СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ: СПАСИ И СОХРАНИ

Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.

Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте:«Спаси и сохрани», совершенно иной.

Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно – это закон Божий.

Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»

Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

Символы, изображаемые на нательных крестах

Как правило, каждая деталь креста имела глубокое духовное значение.

• Драгоценный камень в центре креста, не имеющего распятия, напоминал о том, что Спаситель, согласно ветхозаветному пророчеству, есть «Камень краеугольный, драгоценный», который «отвергли строители, но он сделался главою угла». Камни, расположенные на концах креста, указывали на раны, полученные Господом при распятии. 

КругКруг, обрамляющий средокрестие, говорил о том, что Христос – Бог, Вечный и Неизменный: круг – символ бесконечности. Тот же круг мог быть немного видоизменен – и становился изображением тернового венца либо сияния – символа Божественной Славы. Крест, благодаря обрамляющему его орнаменту приближающийся к форме ромба, напоминал о Небесных Силах, предстоящих Престолу Господню. 

Треугольник в верхней части Креста – символ Пресвятой Троицы. Продолжать перечисление можно и далее. Укажем основные изображения, чаще всего встречающиеся на крестах – как имеющих распятие, так и не несущих его.

Копие и трость – орудия Страстей Христовых. Нередко изображают также терновый венец; на некоторых крестах встречаются изображения клещей, молотка, лестницы – инструментов, которыми орудовали распинатели.

Глава (череп) Адама – по преданию, первый человек был погребен на Голгофе, отчего эта гора и получила свое название, в переводе означающее «гора Черепа» или «Лобное место». Когда Богочеловек умер на Кресте, земля потряслась, скальная порода дала трещину, и кровь Искупителя оросила череп праотца.

• По бокам от рук Спасителя бывают изображены солнце и луна — напоминание о стихиях мироздания, состраждущих своему Творцу; о том, как померкло небесное светило в часы Крестных мук.

• Также на кресте — обычно на длинной поперечной балке или на косой балке у ног Божественного Страдальца — бывает изображениестен города: указание на то, что Спаситель пострадал «вне града», то есть был изгнан из города, олицетворявшего у древних человеческое общество, и претерпел поругание. Страдание Христа вне пределов Иерусалима указывает и на всемирный искупительный характер Его Жертвы.

Помимо этого, на кресте может быть изображено множество других символов:

петухпетух — напоминание об отречении апостола Петра и его раскаянии при крике петуха, предреченном Спасителем («Прежде, нежели пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня»);

виноградная лоза — напоминание о Евхаристии, Таинстве Причащения, дарованном нам Крестной Жертвой Христа;

колосья пшеницы — еще один Евхаристический символ, указывает на слова Господа: «Азъ есмь Хлеб жизни…»;

пальмовая ветвь — символ духовной победы мученика над мучителями (этот знак первые христиане изображали на местах погребения умерших за веру, уместен он и на кресте Христа, первым пострадавшего за человеческий род). Изображение пальмы или ее ветви напоминает и о словах Псалтири: «Праведник, яко финикс (финиковая пальма), процветет и яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс. 92, 12) — а потому является символом благочестивого, угодного Богу человека;

цветы — указание на райское цветение, вечную жизнь, дарованную нам Крестом.

Как различить православный и католический крестик

 
 Форма и текст
 В православной церкви н

Форма и текст В православной церкви наиболее распространены шести- и восьмиконечные кресты. Последние издавна считаются мощнейшим оберегом от злых духов. Перекладина в головах символизирует табличку, которой обозначали совершенные преступления. Но поскольку преступлений Иисуса так никто и не назвал, в православной традиции на ней может быть аббревиатура И.Н.Ц.И. либо І.Н.Ц.І, католики по-латыни пишут I.N.R.I. Это сокращение «Иисус из Назарета Царь Иудейский». Косая перекладина под ногами символизирует путь от грехов к праведности. В свою очередь католические нательные крестики максимально простые и состоят всего из двух перекладин с распятием или без него.

Гравировки Кроме надписи И.Н.Ц.И., на православных крестиках, с противоположной распятию стороны, может быть выгравировано «Спаси и сохрани». В католической традиции такого нет.

Гвозди Православные христиане считают, что Иисус был пригвожден четырьмя гвоздями, а католики – что гвоздей было только три. Потому ноги Христа на православном крестике расположены рядом, а на католическом – заброшены одна на другую.

Распятие То, каким должен быть изображен Иисус на распятье – предмет ярых споров представителей обеих конфессий. Католики придерживаются максимально натуралистичного изображения, которое отражает безумные страдания на кресте. В то же время православные считают, что такое изображение говорит о мучениях, но умалчивает главное – Иисус победил смерть. Потому в православной традиции его фигура отражает скорее счастье от перехода в лучший мир.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Миф . Если обменяться крестами— люди станут ближе друг кдругу духовно

Это неправда. В народе существует, действительно, такой обычай: меняются крестами и после этого считают себя крёстными братьями. Когда кто-то хотел выразить признательность другому человеку или стать ближе с ним, то совершал такое символическое действие в знак своей дружбы.

В моём понимании это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.

Беседовала Мария Цырлина

Сайт Горловской и Славянской епархии

нательный крест православный