Как правильно выбрать крестных для ребенка. Правила для крестных родителей

Что такое крещение?

Крещение – одно из церковных таинств, которое знаменует приход человека в Церковь, очищение его от грехов, стремление соединиться с Богом. Особенность этого таинства в том, что оно совершается один раз в жизни, больше креститься нельзя. Крестят в любом храме человека любого возраста от младенческого до преклонного. Крещение совершается каждый день в течение календарного года. Таинство имеет определённую последовательность, крещеный человек получает в нём благодать Святого Духа, после крещения может полноценно участвовать в церковной жизни.   

Кто может быть крестным

В идеале, каждый должен иметь двух воспреемников. Но если случилось, что выбрать пару невозможно, то допускается, что крестный будет один: у девочки – женщина, у мальчика – мужчина. Согласно приметам, незамужней девушке первой лучше крестить мальчика.

Люди, выбранные на эти ответственные роли, должны быть очень близки к его настоящим родителям, а степень их родства не важна. Бабушка, дедушка, тетя или дядя – всем им не запрещается крестить родственника. Но родных сестер или братьев на это роль чаще всего не назначают.

Считается, что отказаться от звания крестного нельзя, поэтому, прежде чем предложить принять эту роль на крестинах, лучше узнать, пожелают ли претенденты сами принять на себя почетную обязанность.

Обязанности крёстных родителей

Обязанности крестных родителей подразделяются на те, которые им требуется исполнить перед крещением и во время него, и те, которые они должны исполнять в дальнейшем.

В первую группу входят следующие обязанности:

  • Перед крещением крестные, а иногда и родители ребёнка должны пройти огласительные беседы при храме, в котором планируется окрестить ребёнка. Их форма и продолжительность определяются индивидуально.
  • Во время совершения таинства крестный отец или мать принимают ребёнка после погружения того в купель, могут держать крестильную рубашку и крестик, чтобы надеть их на новокрещённого.

  Восприемники произносят положенные обеты вместо

  • Восприемники произносят положенные обеты вместо крещаемого младенца, произносят молитвы: Символ веры и Отче наш. Желательно, чтобы они знали больше о православии, чем это необходимо в рамках таинства крещения.
  • Дарить подарки крестные родители не обязаны, но могут сделать это. Популярным подарком для младенцев считается маленькая ложечка, которая будет первой ложечкой, которой малыш будет есть.

Обязанности крестных родителей после крещения

Зачем нужны крестные родители ребёнку после крещения, понять легко, если обратиться к их непосредственному библейскому назначению. В связи с чем, обязанности крестных родителей после крещения делятся на три группы:

  • Молитвенные – они должны стараться молиться за своих крестников и их самих научить хотя бы элементарным молитвам.
  • Вероучительные – дать крестникам представление о православной вере.
  • Нравоучительные – учить крестников вести себя по совести и быть для них достойным примером.

Нево­цер­ко­в­лен­ная семья: наста­и­вать или отсту­питься?

Крест­ные, рас­ска­зы­вая о слож­но­стях в отно­ше­ниях с крест­ни­ками, чаще всего упо­ми­нают ситу­а­ции, свя­зан­ные с тем, что роди­тели крест­ника нево­цер­ко­в­лены. Напри­мер, сна­чала обе­щали не пре­пят­ство­вать воцер­ко­в­ле­нию ребенка, даже про­яв­ляли инте­рес к Церкви, но вскоре после кре­ще­ния про все обе­ща­ния забыли. На словах вроде бы воз­мож­ность обще­ния сохра­ня­ется, но реально… Летом надо на дачу, зимой – эпи­де­мия гриппа. В осталь­ное время то насморк, то бабушку надо наве­стить, то на рынок за ком­би­не­зо­ном съез­дить, да и вообще вос­кре­се­нье – един­ствен­ный выход­ной, когда выспаться можно. И если полу­ча­ется выби­раться в храм с крест­ни­ком хотя бы два раза в год – это хорошо.

Вообще, прежде чем согла­шаться стать крест­ным ребенка из нево­цер­ко­в­лен­ной семьи, необ­хо­дим совет с духов­ни­ком. Но что делать, если ребенка уже кре­стили, а роди­тели, несмотря на свои обе­ща­ния, оста­ются индиф­фе­рент­ными к Церкви?

Крест­ные, зна­ко­мые с такой ситу­а­цией, сове­туют не возить ребенка в храм, рас­по­ло­жен­ный далеко от дома крест­ника. Лучше пойти в бли­жай­шую цер­ковь, пред­ва­ри­тельно узнав, когда начи­на­ется служба и в какое время удоб­ней при­ча­стить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее мно­го­людно, где спо­кой­нее и при­вет­ли­вее атмо­сфера.

Стоит ли крест­ному, кото­рому не дают выпол­нять его прямые обя­зан­но­сти, наста­и­вать на своих правах? Можно пред­по­ло­жить, что агрес­сив­ная про­по­ведь скорее всего вызо­вет оттор­же­ние. Значит ли, что надо отсту­питься? В ответ на этот вопрос хоро­шую исто­рию рас­ска­зал про­то­и­е­рей Феодор Боро­дин, насто­я­тель храма святых бес­среб­ре­ни­ков и чудо­твор­цев Космы и Дами­ана на Маро­сейке: «Со своей буду­щей крест­ной мы с сест­рой позна­ко­ми­лись, каза­лось бы, слу­чайно. В наш дом пере­ез­жала какая-то жен­щина, и отца попро­сили пере­не­сти ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы кре­стить детей, роди­тели обра­ти­лись к ней – к Вере Алек­се­евне. Эта неча­ян­ная встреча изме­нила всю нашу после­ду­ю­щую жизнь. Все думали, что мы покре­стимся – и все, но Вера Алек­се­евна стала нас про­све­щать и, видимо, очень крепко за нас моли­лась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое дет­ское вос­по­ми­на­ние от храма – это только боли в спине и бутер­броды, кото­рые она нам давала, когда мы, уста­лые и голод­ные, выхо­дили после при­ча­стия из церкви.

Бывает, что неко­то­рые крест­ные молятся, пере­жи­вают за ребенка, но боятся быть навяз­чи­выми.

А она наста­и­вала, гово­рила: «Вы же мне обе­щали», пре­ду­пре­ждала: «Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожа­луй­ста, пусть они не едят с утра». Спра­ши­вала: «Аня и Федя, а вы читали молитвы?» Я помню, она пода­рила нам молит­во­слов и отме­тила три молитвы, кото­рые надо читать. Через две недели пришла к нам: «Ну как, Федя, ты читал молитвы?» Я говорю: «Да». Она взяла молит­во­слов и ска­зала: «Если бы ты его читал, то первая обложка бумаж­ная была бы вот такой чертой отдав­лена, этого нет, значит, ты редко его откры­вал. Нехо­рошо обма­ны­вать крест­ную». Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.

А еще мы были втя­нуты в круг хри­сти­ан­ского про­све­ще­ния, кото­рый был у крест­ной дома. У нее было несколько десят­ков крест­ни­ков. Она пыта­лась досту­чаться до их сердец через вечера чтения, хри­сти­ан­ского пере­осмыс­ле­ния поэзии, музыки, лите­ра­туры. Бла­го­даря этому мы совер­шенно по-новому откры­вали веру. Мы узна­вали, что Пра­во­сла­вие – это не ста­рушки в церкви, что насле­дие всей рус­ской куль­туры по суще­ству своему пра­во­славно. Ей уда­лось по-насто­я­щему воцер­ко­вить очень боль­шое коли­че­ство людей. Среди ее крест­ни­ков три свя­щен­ника, много людей, живу­щих пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью. Притом, что боль­шин­ство из нас было из семей, абсо­лютно дале­ких от Церкви».

Если все же полу­чи­лось так, что отно­ше­ния с нецер­ков­ными роди­те­лями крест­ника зашли в тупик и ваши жиз­нен­ные пути разо­шлись, а ребе­нок еще слиш­ком мал, чтобы общаться само­сто­я­тельно, то пре­вра­щаться в «сва­деб­ного гене­рала» не сле­дует. Чест­нее будет просто сер­дечно молиться за этого ребенка.

Караул! Позвали быть крестным

— Если случилось, что ты уже крестный и только постфактум осознал всю серьезность этого. Как поступать? Скажем, «воевать» с родителями, которые ни в какую не хотят причащать своего ребенка — твоего восприемника?..

— Один раз «повоюешь», а потом родители просто тебя не подпустят к ребенку. И останется за него только молиться в течение всей своей жизни. Впрочем, так часто и бывает.

На самом деле, инициатива эта должна исходить не от крестных, а от родителей: родители должны приглашать крестных к себе домой, давать им возможность общаться с детьми, водить их в храм. Иначе это будет навязывание себя, что некрасиво и нехорошо: как крестник будет верить своему крестному, если родители того не пускают на порог?

— Другими словами, с самого начала это необходимо оговаривать?

— С самого начала родители должны понимать, что, когда они просят кого-то быть крестным, они приглашают его в свою семью, завязывают родственные отношения. В большинстве случаев, к сожалению, ни родители, ни крестные этого не понимают. Потому я и говорю, что институт восприемников сейчас фактически лишен смысла.

— Если все же есть, из кого выбирать, каков критерий?

— Критерий тот же: православный, верующий человек, духовно близкий к этой семье — родной, друг, родственник, человек, разделяющий ваши взгляды, для которого ваш дом открыт.

Для взрослого тут проще: взрослый может сам себе выбрать крестного. Вот приходит человек в Церковь, начинает готовиться к крещению, проходит долгий путь катехизации — несколько месяцев. За это время он может познакомиться с кем-то из прихода, между ними налаживаются отношения, и один ведет другого, передает ему часть своей веры, своего опыта. Ты можешь позвонить ему и спросить: «А как мне к Причастию готовиться? А что мне сейчас делать?»

Сейчас считается, что взрослому крестный не нужен — дескать, сам не дурак. Это не так. Потому что сегодня человеку со стороны войти в Церковь очень тяжело. Церковь, к величайшему сожалению, сейчас настолько закрыта для мира, такие преграды ставит людям внешним… Люди очень напуганы: им страшно, что в храме их отругают, что они не так себя поведут, что на них возложат «бремена неудобоносимые», что вообще они там ничего не поймут и окажутся чужими. Им нужен посредник, который бы их провел в Церковь — хороший, настоящий христианин, который будет с ними по-доброму разговаривать, спокойно им объяснять какие-то вещи, поддержит их в трудную минуту, защитит от какой-нибудь злой старушки. Он свой, он рядом, — понимаете?

А младенцев надо крестить только у верующих родителей или у тех, которые хотя бы готовы на этот путь становиться, тогда и у них появится возможность выбрать хороших крестных.

Дженнифер Энистон

«Друзья» на экране — друзья в жизни. Дженнифер Энистон стала крестной матерью дочери Кортни Кокс — Коко Аркетт. «У Дженнифер — огромное сердце, я не могу представить лучшей крестной матери, чем она!»

Имя, «раскрещение» иАнгел-хранитель

— Обычно принято считать, что лучше всего крестить младенцев на 40-й день. Это жесткое правило?

— Это только традиция. Христа на 40-й день по иудейскому обычаю принесли в храм посвятить Богу. В ветхозаветные времена ребенка приносили в храм именно через 40 дней после рождения, когда проходили дни очищения женщины после родов.

— Иногда крестят в 3-4 года — чтобы ребенок не капризничал, не дрыгал ногами-руками, хоть что-то уже понимал. В этом есть смысл?

— Во-первых, как раз в этом-то возрасте дети капризничают больше всего, а объяснить им еще ничего нельзя. Во-вторых, при такой логике зачем ждать 3-4 года? Надо подождать, пока ребенку исполнится 18 лет и он сам решит, идти ему в Церковь или не идти! Я думаю, если семья верующая, родители — воцерковленные люди, они вряд ли таким аргументом будут пользоваться. Что же — самим причащаться, а ребенка дома оставлять?

— А в 18 лет случается, у крещенного во младенчестве возникает желание «раскреститься». Мол, выбор тогда сделали за меня, а я с этим выбором не согласен…

— Раскреститься невозможно. Таинство — это не игрушки.Зачастую такие протестные настроения бывают у детей, которые воспитывались в «новоцерковных» семьях. Вот есть «новые русские», а есть категория «новоцерковных» людей. Это все мы — люди, которые стали христианами за последние 20 лет и попытались «оттянуться» на своих собственных детях. Переборщили с «воспитанием в вере»…

— Другой протест: человеку категорически не нравится имя, с которым его крестили. Он может его сменить?

— У человека, как вы знаете, может быть много разных имен. Вот нашего Патриарха зовут Кирилл — это его монашеское имя, а в крещении он Владимир. Человек может в крещении иметь одно имя, в иночестве — другое, в мантийном монашестве — третье, в схиме — четвертое.

Сейчас довольно часто бывает, что человека в детстве крестили под одним именем, а живет он совершенно под другим. По паспорту — одно, в Церкви — другое. В этом нет ничего дурного.

— Допустим, мы заглядываем в святцы, смотрим на день, в который родился ребенок, а там — Дормидонт, Мамант, Гервасий, Протасий… Ничего нам не нравится! Обязательно ли строго привязывать имя ребенка к святцам?

— По святцам крестили, в основном, только в Русской Православной Церкви. Я не видел, чтоб так серьезно относились к святцам в другим поместных церквах. В Греции, Сербии, Болгарии каких только имен не услышишь! А в Сербии святой покровитель — не тот, чье имя ты носишь, а покровитель рода: человек может называться Милорадом, а праздновать именины на день памяти святого Николая.

У нас же во многих храмах бабушки ни за что не примут записку с именем не из святцев, поэтому, например, бедные грузины или болгары очень могут «пострадать».

Все это — из разряда традиций: такие правила не являются обязательными и жесткими, это не каноны.

— Святой, в честь которого крестят человека, какое отношение имеет к крещаемому?

— Считается, что это его небесный покровитель, к которому человек обращается в молитве; особенно близкий ему святой. И мне кажется, что жизнь этого святого каким-то образом может являться примером, каким-то указанием человеку в пути.

— Почему же именины называются Днем ангела, а не Днем святого?

— Потому что мы считаем наших небесных покровителей земными ангелами и небесными человеками. Они уже в Царствии Небесном пребывают, как ангелы, и служение их подобно ангельскому. Так что с ангелом-хранителем именины не связаны.

— Кстати, вспомнился еще один аргумент в пользу крещения детей в неверующих семьях: говорят, ангел-хранитель появляется у человека в момент этого Таинства, а, значит, будет его охранять всю жизнь…

— А бес будет его искушать… Евангелие говорит, что у каждого человека в мире есть ангел-хранитель — каждый человек в этом мире храним Богом, храним ангелами. Просто, я думаю, Крещение дает возможность особенно глубокого и серьезного общения человека и ангела; возможность ангелу вести человека ко спасению, оберегать его и наставлять. Человек становится способен к некоему духовному слышанию, духовному разговору со своим небесным покровителем. И заметьте, опять же, это не оберег, не заговор какой-то: «я крестился — теперь давай-ка охраняй меня». Это живые отношения. Человека и его ангела, человека и святого… Человека и Бога.

Фото: Юлии Маковейчук, Владимира Осинцева

крестный и крестник