Что такое кабошоны в рукоделии. Как их использовать

Что такое кабошон?

Природа дарит людям огромное количество драгоценных и полудрагоценных камней. Но обычно они тусклые, с неровной поверхностью. Ювелирам необходимо так обработать кристаллы, чтобы они стали внешне привлекательны. Отполированные минералы без граней, имеющие обычно форму овала или круга, называются кабошонами.

Кабошон и сеттинг – что есть что?

Сеттинг (он же основа или оправа) – это часть изделия, на которую крепится кабошон. Сеттинги для кабошонов бывают металлическими, нередко украшаются по краям различными завитками и линиями, которые изящно обрамляют кабошон.

Какие камни подходят для огранки?

В результате опыта многих веков было определено, какие именно камни открывают свои наилучшие качества в кабошонах. Среди драгоценных минералов можно перечислить наиболее известные наименования:

  • Звездчатый рубин — кабошон с эффектом астеризма. Он обладает свойством преобразовывать свет в лучащуюся звезду.
  • Звездчатый сапфир — драгоценный камень синего цвета, имеющий включения, которые при огранке становятся звездой.

Среди полудрагоценных:

  • селенит — полупрозрачный полевой шпат, голубовато-молочного оттенка, с лунным сиянием;
  • кошачий глаз — хризоберилл желто-зеленого цвета, с невысокой степенью прозрачности, внутри его расположена полоса из концентрированного цвета, напоминающая глаз кошки;
  • бирюза — непрозрачный самоцвет слегка зелено-голубого цвета, покрытого сеточкой;
  • опал — камень со структурой, благодаря которой внутри преломляется свет и раскладывается на множество цветов и оттенков;
  • нефрит — матовый самоцвет, имеющий самые разнообразные оттенки и нежный блеск;
  • агат — камень, состоящий из множества слоев разных оттенков, которые позволяют получить характерный рисунок на поверхности;
  • малахит — горная порода темно-зеленого цвета, которая отличается особо изысканным рисунком.

Формы огранки кабошон

Кабошон овальной формы
Кабошон овальной формы

Узнав, как появились кабошоны и что это такое, интересно будет разобраться и в том, какие формы существуют у этих ювелирных изделий.

В зависимости от того, какой кристалл попадает в мастерскую к ювелиру, выбирается его будущая форма.

Чаще всего за основы берутся следующие:

  • овал или круг;
  • капля;
  • сердце;
  • крестик или многоугольник.

На выбор формы будет влиять то, какая порода используется для производства.

Это позволит избежать сколов и других повреждений. Важно учитывать и сам дизайн будущего ювелирного украшения, для которого подготавливается камень.

Чаще всего используется простая огранка, когда одна сторона делается выпуклой, а вторая остается плоской.

Иногда кристалл делают выпуклым с двух сторон – такой вариант отлично подходит для сережек.

Для экономии материала и уменьшения стоимости кабошоны делают полыми (если одна сторона выпуклая, то другая — вогнутая).

Из чего делают кабошоны

Для кабошонов обычно используют минералы красивых цветов с оптическим эффектом, который наблюдается при ярком освещении криволинейной поверхности. Это может быть:

  • астеризм — видна звездообразная фигура;
  • иризация — наблюдается радужное сияние.

Традиционные формы кабошона:

  • прямолинейные — квадрат, треугольник, прямоугольник, крест, многоугольник;
  • плавные — овал, круг;
  • фантазийные — сердечко, грушевидная, неправильная (барочная).

Соответственно кривизне выпуклой поверхности выдел

Соответственно кривизне выпуклой поверхности выделяют кабошоны высокие, средние, низкие. Их используют при создании украшений:

  • женских — серег, кулонов, перстней, бус, браслетов, брошей;
  • мужских — галстучных булавок, запонок, печаток.

Кабошон и кожа

Натуральная кожа и натуральный камень – это ещё один извечный и непререкаемый союз. Восхитительную сочетаемость обилия сложных и, в то же время, всегда благородных по своей простоте фактур этих подаренных самой природой творческих материалов невозможно не заметить. Даже подвешенный на простеньком кожаном шнурке камешек выглядит оконченной композицией. Что уж говорить, если камешек этот тщательно обточен, являя в своей плавной гладкости неповторимый узор, а шнурок, или даже узкая ленточка отрезана от пласта натуральной хорошей выделки кожи. Эконом-варианты, в виде стеклянных и эпоксидных кабошонов в сочетании с искусственной кожей, художественности своих натуральных прототипов не уступают, но до классики стиля на все времена всё же не дотягивают, да и долговечности от них не ждут.  

Посредником между кожей и камнем служит всё тот же наш незаменимый рукодельный знакомец – клей. Правда, здесь мастера отдают предпочтение клею обладающему повышенной надежностью скрепления прочных и неподатливых поверхностей – столярному. Тот же универсальный и проверенный десятилетиями ручного труда «Момент» считается вполне подходящим. А приклеить кабошон к коже можно несколькими приёмами. Точней приём-то один, а вот сопутствующий декор и результат различны. 

Как обтянуть кабошон кожей? 

Да-да, округлый камешек в этом случает буквально обрастает частично, а порой и полностью кожным покровом. Правда с естественным ростом у процесса нет ничего общего. В основе его упомянутое приклеивание. 

Из материалов и инструментов: помимо самого кабошона (помним, что начинающим рекомендуются самые простые формы средней высоты) потребуется кожа – лучше две её разновидности: пожестче для нижней подложки и более нежная, пластичная, которая и станет декоративным обрамлением округлого компонента. Если жёсткой (типажа той, что используется для твёрдых носков обуви) кожи нет, можно попытаться повысить жесткость имеющейся проглаживая её утюгом под мощным воздействием горячего пара. И ещё! Даже если обтянуты кожей компонент – это всего лишь элемент изготовленного из других материалов изделия, величина требуемого для работы кусочка кожи должна хотя бы вдвое превосходить площадь основания кабошона. 

В придачу к основным, видимым глазу, материалам используется ещё и картон. Его роль в изделии совершенно незаметна, но именно он обеспечивает надежное клеевое скрепление камня с кожей, выступая посредником между ними, и помогает коже не морщится в процессе высыхания, сохраняя заданную мастером форму. С той же целью иногда используют подложки из пластика, но с ними работать сложней. 

Так же потребуется прочная и достаточно толстая (от 0,5 мм) нить: для лучшего скольжения используют вощёные. Пригодится гелиевая ручка для нанесения разметки на кожу и мягкий карандаш, легко расчерчивающий картон. Острые ножницы и очень острый резак. Нужна чайная ложка, прочный гладкий шпатель либо другой какой-то предмет, для разглаживания кожи при натяжке в клеевой фиксации. А ещё может пригодится зажим для бумаги. Инструментарий, в общем-то, каждый мастер подбирает себе сам и порой из весьма неожиданных сподручных средств. 

Процесс обтягивания кабошона кожей, хоть длителен, требует сноровки и усилий, но понятен и прост: 

  1. Кабошон обводится карандашом по контуру на картоне. Делается припуск около 0,5 см и обводится ещё один – рабочий – контур, по которому и пройдёт линия обреза.  
  1. Вырезанный по рабочему контуру картон приклеивается к прочной коже. Приклеивают не в самый край, а тоже с учетом небольшого (1-1,5 мм) припуска. Обрисованный первым контур самого кабошона должен оказаться сверху, соответственно клеится картон другой стороной. 
  1. Теперь уже вырезается фрагмент кожи вокруг наклеенного на неё картона. 
  1. Клеем смазывается основание кабошона и камень приклеивается на картон, точно по обведённому карандашной разметкой контуру. 
  1. Второй фрагмент кожи (тот что мягкий и эластичный) смачивается водой с изнанки. Достаточно пройтись по нему влажным ватным диском или сбрызнуть из пульверизатора, но не сильно. Затем смоченную кожу помещают в пищевую плёнку или полиэтиленовый пакет и оставляют в теплом месте размякнуть в течение 30-40 минут. 
  1. Размякшую кожу накладывают поверх приклеенного кабошона лицевой стороной кверху и начинается кропотливый процесс растягивания её во всех направлениях. Она должна буквально обхватить камень, став его лицом. В процессе натяжения и разглаживания шпателем или ложкой, кожу постепенно подклеивают по контуру кабошона: как раз к тому выступающему за него ободку подложки. Фиксируется постепенно, по нескольку миллиметров, пока не выгладится и приклеится по всему контуру.  
  1. Обтянутую и проклеенную влажную заготовку помещают под пресс (тут то и пригодятся зажимы) и оставляют сохнуть. Высохнуть она должна основательно: и незастывший клей, и не испарившаяся вода в дальнейшей работе будут досадной помехой. 
  1. Высохшую заготовку прошивают по контуру седельным швом, предварительно намечая на ней шилом или пробойником отверстия для будущих стежков по контуру растянувшего кожу, но пока ещё полностью покрытого ею кабошона. При сшивании седельным швом работают двумя иглами втыкая их в каждое из пробитых отверстий навстречу друг другу, но возможны и другие варианты шва, лишь бы надежный. 
  1. Остаётся лишь аккуратно острейшим резаком вырезать кабошон высвобождая его полностью покрытую кожей каменную поверхность ровно настолько, насколько она должна быть видимой. Просто проводится срез по окружности и снимается ставший лишним верхний кожаный пятачок, оставляя бортик оправы. Умельцы делают фигурные или даже кружевные срезы с несколькими оконцами. Можно, кстати и вовсе не вырезать, но тогда вместо натурального камешка используют что-то менее привлекательное и дорогое.  
  1. Всё! Обтянутый кожей кабошон готов к дальнейшему использованию. 

Каким самоцветам придают округлую форму?

Для обработки по методу кабошон ювелир может выбрать любой кристалл, обладающий приятным цветом или фантазийным узором. В идеале – и тем, и другим. Самоцветов, которые удовлетворяют этим скромным требованиям, много:

  • яшма;
  • агат;
  • хризоколл;
  • олигоклаз;
  • хризоберилл;
  • тигровый глаз;
  • оникс;
  • опал;
  • нефрит;
  • лазурит;
  • малахит и т. д.

Драгоценная древесная смола – янтарь – тоже более выигрышно смотрится в сглаженном виде

Алмазы при круглой огранке теряют львиную долю привлекательности. Но у непрозрачных гемм она подчеркивает и дополняет естественную красоту. Округление позволяет визуально изменить оттенок или усилить контраст цветовых сочетаний.

Секреты, спрятанные в кабошонах

В прошлые века секреты обработки кабошоном передавались от старшего поколения к младшему. В наши дни они общеизвестны, каждый мастер может применять их в своей работе.

  1. Таким способом можно облагораживать практически любые минералы. Но непрозрачные и полупрозрачные образцы выглядят наиболее эффектно.
  2. Даже относительно мягкие экземпляры (с твёрдостью по шкале Мооса ниже 7) идеально шлифуются.
  3. Оптические эффекты (на звездчатом сапфире, кошачьем глазе) видны наилучшим образом только на выпуклой поверхности.
  4. Иногда кабошоны гранят особым образом – так называемым «карбункулом». Основание такого кристалла оставляют не плоским, а делают вогнутым. Получаются два купола, расположенные друг над другом. Так обрабатывают тёмные прозрачные самоцветы.
  5. Существует отделка, сочетающая кабошон (верхняя поверхность) и гранёный кристалл (нижняя). Лицевой стороне придают куполообразную форму. На заднюю – наносят грани.Кабошоны большого размера из мягкого или тонкого к
  6. Кабошоны большого размера из мягкого или тонкого кристалла укрепляют прочным искусственным или природным материалом. Чаще всего так поступают американские ювелиры.
  7. Обработка в виде триплета (дублета) позволяет облагораживать экземпляры недостаточной прочности и небольшой толщины. Этот способ также усиливает цветовые эффекты.

Зная эти правила, и применив их на практике, можно создать прекрасный самоцвет.

что такое кабошон