Археологи поняли, как именно был распят Иисус Христос

От орудия казни − к символу спасения

Карл Брюллов “Распятие”,  1835 г.
Карл Брюллов “Распятие”,  1835 г.

В Римской империи крестом было принято называть столб с одной ил несколькими поперечными перекладинами, предназначенными для казни разбойников. Римляне позаимствовали этот жестокий способ экзекуции и назидания из Карфагена. Мы помним из Священного Писания, что Иисус Христос принял крестную смерть вместе с двумя разбойниками, совершившими тяжкие преступления.

Руки и ноги приговоренного к казни человека прибивали огромными гвоздями к столбу и перекладинам, после чего он медленно умирал от кровопотери, солнечного зноя или удара копья палача.

Господь, распятый на кресте, сделал предмет Своей казни центральным символом Христианства. С тех пор каждый верующий по укоренившейся традиции после принятия Крещения надевает себе на шею крестик и крестообразно осеняет себя знамением в память о страданиях Спасителя и свидетельстве принадлежности к вере в Истинного Бога.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконе

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Правда ли, что у каж­дого чело­века свой соб­ствен­ный крест?

Архи­манд­рит Иоанн Кре­стьян­кин: «…Надо обра­тить особое вни­ма­ние на то, что каждый чело­век на своем жиз­нен­ном пути должен под­нять именно свой крест. Кре­стов бес­чис­лен­ное мно­же­ство, но только мой вра­чует мои язвы, только мой будет мне во спа­се­ние, и только мой я понесу с помо­щью Божией, ибо он дан мне Самим Гос­по­дом. Как бы не оши­биться, как бы не взять крест по своему про­из­волу, тому про­из­волу, кото­рый в первую оче­редь и должен быть распят на кресте само­от­вер­же­ния?! Само­воль­ный подвиг – это само­дель­ный крест, и несе­ние такого креста всегда окан­чи­ва­ется паде­нием вели­ким. А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начер­тан­ному для каж­дого Про­мыс­лом Божиим, и на этом пути подъ­ять именно те скорби, что попу­стит Гос­подь (Дал обеты мона­ше­ства – не ищи женитьбы, связан семьей – не стре­мись к сво­боде от детей и супруги.) Не ищи боль­ших скор­бей и подви­гов, чем те, что есть на твоем жиз­нен­ном пути,– это гор­дость сби­вает с пути. Не ищи осво­бож­де­ния и от тех скор­бей и трудов, что посланы тебе, – это само­жа­ле­ние сни­мает тебя с креста. Свой крест – это значит доволь­ство­ваться тем, что по твоим силам телес­ным. Дух само­мне­ния и само­обо­льще­ния будет звать тебя к непо­силь­ному. Не верь льстецу. Как раз­но­об­разны в жизни и скорби, и иску­ше­ния, кото­рые посы­лает нам Гос­подь для вра­че­ва­ния нашего, какое раз­ли­чие у людей и в самих телес­ных силах и здо­ро­вье, как раз­но­об­разны и наши гре­хов­ные немощи. Да, у каж­дого чело­века – крест свой. И этот свой крест запо­ве­дано каж­дому хри­сти­а­нину при­нять с само­от­вер­же­нием и после­до­вать Христу. А после­до­вать Христу – это изу­чить Святое Еван­ге­лие так, чтобы только оно стало дея­тель­ным руко­во­ди­те­лем в несе­нии нами нашего жиз­нен­ного креста. Ум, сердце и тело всеми своими дви­же­ни­ями и поступ­ками, явными и тай­ными, должны слу­жить и выра­жать спа­си­тель­ные истины Хри­стова учения. И все это значит, что я глу­боко и искренне сознаю вра­чу­ю­щую силу креста и оправ­ды­ваю суд Божий надо мною. И тогда мой крест ста­но­вится Кре­стом Гос­под­ним».

Архи­манд­рит Нек­та­рий (Анта­но­пу­лос): «На Гол­гофе воз­вы­ша­лись три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, сим­во­лом кото­рого явля­ется один из гол­гоф­ских кре­стов. Немно­гие святые, избран­ные други Божии, несут Крест Христа. Неко­то­рые спо­до­би­лись креста пока­яв­ше­гося раз­бой­ника, креста пока­я­ния, кото­рый вел ко спа­се­нию. А многие, к сожа­ле­нию, несут крест того раз­бой­ника, кото­рый был и остался блуд­ным сыном, так как не захо­тел при­не­сти пока­я­ние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «раз­бой­ники». Поста­ра­емся же, по край­ней мере, стать «бла­го­ра­зум­ными раз­бой­ни­ками»».

«ВЕЛИКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ»

В-четвертых, слово tetelestai использовалось, чтобы описать поворотный пункт, когда завершается один период и начинается другой. Когда Иисус воскликнул: «Совершилось!» – это, безусловно, стало переломным моментом в истории человечества. Это ознаменовало окончание Ветхого Завета – этот период был окончательно завершен – и начало Нового Завета. Крест стал «Великим Водоразделом» в истории. Когда Иисус воскликнул: «Совершилось!» – Он провозгласил, что Ветхий Завет завершился и теперь вступил в силу Новый Завет!

В этот Божественный миг исполнились все ветхозаветные пророчества о земном служении Иисуса. Божье правосудие восторжествовало и было удовлетворено Божьим Агнцем. В этот момент полностью исчезла необходимость в ветхозаветных жертвоприношениях, потому что совершенная Жертва отдала Свою жизнь за спасение всего человечества. Миссия Иисуса была выполнена. И теперь Он мог возгласить об этом на всю вселенную!

Благодаря тому, что Иисус пожелал принести в жертву Собственную кровь как плату за долг нашего греха, мы теперь прощены и полностью свободны. И мы с вами всегда должны помнить об этом. На наших прошлых грехах стоит штамп «ПОЛНОСТЬЮ ОПЛАЧЕНО», потому что Иисус ценой Собственной крови уплатил за наше искупление.

Изоб­ра­же­ние Креста

Пра­во­слав­ные ико­но­писцы изоб­ра­жают возле Креста тех, кто неот­ступно сопро­вож­дал Гос­пода во время Его Крест­ных мук: Божию Матерь и апо­стола Иоанна Бого­слова – люби­мого уче­ника Спа­си­теля.

А череп в под­но­жии Креста – символ смерти, вошед­шей в мир через пре­ступ­ле­ние пра­ро­ди­те­лей Адама и Евы. Согласно пре­да­нию, Адам был похо­ро­нен на Гол­гофе – на холме в окрест­но­стях Иеру­са­лима, где мно­гими сто­ле­ти­ями позже рас­пяли Христа. Божиим про­мыс­лом, Крест Хри­стов был уста­нов­лен как раз над моги­лой Адама. Чест­ная Кровь Гос­подня, про­ли­тая на землю, достигла остан­ков пра­ро­ди­теля. Она уни­что­жила пер­во­род­ный грех Адамов и осво­бо­дила от раб­ства греху его потом­ков

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображен

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках под собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

ФОРМА КРЕСТА

Четырехконечный крест

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). 

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла. 

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также  и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», — говорит Сербский Патриарх Ириней.

ИСКУПЛЕНЫ!

Во-вторых, слово tetelestai являлось эквивалентом еврейского слова, которое произносил первосвященник в момент принесения в жертву агнца без пятна и порока. Каждый год первосвященник входил во Святое Святых, где он окроплял кровью непорочного жертвенного агнца крышку Ковчега Завета. В момент, когда кровь касалась крышки Ковчега, происходило очищение народа от его грехов за один год. А через год первосвященник снова входил за завесу этой священной комнаты и приносил в жертву кровь. Этот обряд совершался из года в год для получения ежегодного, временного прощения грехов.

Но когда Иисус висел на Кресте, Он был одновременно и Агнцем, и Первосвященником. В этот святой момент наш Великий Первосвященник Иисус принес в жертву Собственную кровь за вечное очищение от греха. Он принес совершенную жертву, символом и прообразом которой была каждая жертва по закону Моисея. С этого момента жертвы за грех больше не требовались. Иисус вошёл во Святое Святых и принёс в жертву Свою Собственную кровь – и этого было достаточно. Людям больше не нужно было приносить Богу кровь агнцев, чтобы получить прощение за свои грехи. Об этом сказано в Послании к Евреям 9:12:

«И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».

Таким образом, когда Иисус произнес: «Совершилось!» – Он тем самым провозгласил завершение периода жертвоприношений, ведь наконец была принесена окончательная Жертва! Искупление было завершено и полностью исполнено. Оно совершилось раз и навсегда – окончательно!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Католический крестПравославный крест
  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ссылки по теме: НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК

Назад к списку

крест иисус христос