8,761 крест православный векторные изображения, графика и иллюстрации

Крест Т‑образный “анто­ни­ев­ский”

В южных и восточ­ных частях Рим­ской импе­рии для

В южных и восточ­ных частях Рим­ской импе­рии для казни пре­ступ­ни­ков при­ме­ня­лось орудие, назы­ва­е­мое со времен Моисея “еги­пет­ским” кре­стом и напо­ми­на­ю­щее букву “Т” в евро­пей­ских языках. “Гре­че­ская буква Т, – писал граф А. С. Уваров, – одна из форм креста, упо­треб­ля­е­мая для рас­пя­тий” (Хри­сти­ан­ская сим­во­лика, М., 1908, стр. 76)

“Число 300, выра­жа­е­мое по-гре­че­ски чрез букву Т, слу­жило также со времен Апо­столь­ских для обо­зна­че­ния креста, – сооб­щает извест­ный литур­гист архи­манд­рит Гав­риил. – Эта Гре­че­ская буква Т встре­ча­ется в над­писи гроб­ницы III века, откры­той в ката­ком­бах свя­того Кал­ли­ста. (…) Такой образ буквы Т встре­ча­ется на одном сер­до­лике, гра­ви­ро­ван­ном во II веке” (Руко­вод­ство по литур­гике, Тверь, 1886, стр. 344)

О том же рас­суж­дает и свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский: “Изоб­ра­же­ние Гре­че­ское, “Тав” назы­ва­е­мое, кото­рым Ангел Гос­по­день сделал “знак на челах” (Иез. 9:4) Божиих людей в Иеру­са­лиме, для огра­ни­че­ния от надви­га­ю­ще­гося смер­то­убий­ства, видел в откро­ве­нии святой Иезе­киль пророк. (…)

Если при­ло­жим к этому изоб­ра­же­нию наверху тит

Если при­ло­жим к этому изоб­ра­же­нию наверху титлу Хри­стову таким обра­зом, тотчас чет­ве­ро­ко­неч­ный крест Хри­стов увидим. Сле­до­ва­тельно, там видел Иезе­киль про­об­ра­зо­ва­ние чет­ве­ро­ко­неч­ного креста” (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).

То же самое утвер­ждает и Тер­тул­лиан: “Гре­че­ская буква Тав и наше латин­ское Т состав­ляют насто­я­щую форму креста, кото­рая, по про­ро­че­ству, должна будет изоб­ра­зиться на наших челах в истин­ном Иеру­са­лиме”.

“Если в хри­сти­ан­ских моно­грам­мах нахо­дится буква Т, то эта буква таким обра­зом рас­по­ло­жена, чтобы явствен­нее высту­пать перед всеми дру­гими, так как Т счи­тался не только сим­во­лом, но даже и самым изоб­ра­же­нием креста. Пример такой моно­граммы нахо­дится на сар­ко­фаге III века” (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно цер­ков­ному Пре­да­нию, святой Анто­ний Вели­кий носил на своих одеж­дах крест-Тау. Или, к при­меру, святой Зенон, епи­скоп города Вероны, поста­вил на крыше воз­ве­ден­ной им в 362 году бази­лики крест в форме Т.

Крест «просфорный-константиновский»

В четырех углах креста располагаются греческие бук

В четырех углах креста располагаются греческие буквы, которые вместе образуют надпись «IC. XP. NIKA», что означает — «Иисус Христос — Победитель».

Издавна христиане печатали на просфорах изображение креста с этими победными словами. «Просфорная» печать означала спасение грешников. Она должна была напоминать им о том, какую великую цену заплатил Иисус за искупление человеческих грехов.

Крест “бук­вен­ный”

И другие буквы (из разных языков), при­во­ди­мые н

И другие буквы (из разных языков), при­во­ди­мые ниже, также исполь­зо­ва­лись пер­выми хри­сти­а­нами в каче­стве сим­во­лов креста. Такое изоб­ра­же­ние креста не отпу­ги­вало языч­ни­ков, будучи для них зна­ко­мым. “И дей­стви­тельно, как видно из над­пи­сей Синай­ских, – сооб­щает граф А. С. Уваров, – буква при­ни­ма­лась за символ и за насто­я­щее изоб­ра­же­ние креста” (Хри­сти­ан­ская сим­во­лика, ч. 1, стр. 81). В первые века хри­сти­ан­ства важна была, конечно, не худо­же­ствен­ная сто­рона сим­во­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, но удоб­ство его при­ме­не­ния к при­кро­вен­ному поня­тию.

РАСПЯТИЕ

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем. 

Крест Голгофы

Еще известный как крест «восхождения»/«нисхождения

Еще известный как крест «восхождения»/«нисхождения». Это латинский крест, у подножия которого лестнично изображены три главные христианские добродетели: Вера (наверху), Надежда, Милосердие.

Считается одним из наиболее лаконичных крестов, поскольку состоит из двух пересекающихся перекладин, без распятия.

Есть еще православная версия этого креста, которая имеет более сложную символику.

У православного креста у подножия находятся надписи: «М. Л. Р. Б.» (лобное место распятия), «Г. Г.» — гора Голгофа (место захоронения Адама и распятия Иисуса), «Г. А.» — глава Адама. Согласно христианской версии, тело казненного Иисуса оказалось прямо над прахом Адама. Кровь Спасителя стекала на останки первочеловека, искупая его первородный грех.

православный крест картинки