1,415,100 крест, фотографии, рисунки, изображения, фотографии, без роялти

Православный крест: немного истории

Крест как символ используется во многих мировых верованиях. Но для христиан он изначально имел не очень хорошее значение. Так, провинившихся евреев казнили сначала тремя способами, а затем прибавили еще один, четвертый. Но Иисусу удалось изменить этот порядок в лучшую сторону. Да и распят он был на столбе с перекладиной, напоминающем современный крест.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан. И стал настоящим обережным символом. С крестом на шее человек на Руси вызывал доверие, а с теми, кто нательного крестика не носил, старались не вести никаких дел. И говорили про них: «Креста на них нет», имея в виду отсутствие совести.

Кресты разного формата мы можем видеть на куполах храмов, на иконах, на церковной атрибутике и в качестве украшений на верующих людях. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Крест катакомбный или «знамение победы»

Будучи у римлян орудием казни, крест при император

Будучи у римлян орудием казни, крест при императоре Константине становится знамением победы. Он символизирует торжество христианства над язычеством и почитается на самом высоком уровне.

Крест скреплял важные договора, а также использовался как подпись, достойная самого высокого доверия. Изображением креста подписывали решения Соборов.

«Папский крест»

Его еще называют тройной крест. Это латинский крес

Его еще называют тройной крест. Это латинский крест с тремя горизонтальными перекладинами, где каждая верхняя короче предыдущей. Используется в архиерейских и папских богослужениях. Три перекладины олицетворяют власть папы как главного пастыря, представителя Бога на земле, а также Дерево жизни.

О законе золотого сечения

Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону золотого сечения. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.

Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.

Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.

Православный восьмиконечный крест: история и символизм

Этот крест напрямую связывают с моментом распятия Иисуса Христа. Когда Иисус нес на гору крест, на котором его должны были распять, его форма была обычной. Но после самого акта распятия на кресте появилась подножка. Она была сделана воинами, когда они поняли, куда достанут ноги Иисуса, после казни.

Верхняя планка была сделана по распоряжению Понтия Пилата и представляла собой табличку с надписью. Так и зародился православный восьмиконечный крест, который носят на шее, устанавливают на надгробия, украшают церкви.

Кресты с восемью концами ранее использовались как основы для наградных крестов. Например, во времена правления Павла Первого и Елизаветы Петровны на такой основе изготавливались наперсные кресты для священнослужителей. И форма восьмиконечного креста даже была закреплена законодательно.

История восьмиконечного креста ближе всего к христианству. Ведь на табличке над головой Иисуса была надпись: «Сей есть Иисус. Царь Иудейский». Уже тогда, в минуты смерти, Иисус Христос получил признание от своих мучителей и от своих последователей. Поэтому восьмиконечная форма так значима и распространена среди христиан всего мира.

Смысл изображения копья на кресте Голгофа

Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья. Знакомые с текстом Евангелия от Иоанна хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода. Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.

В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства – Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изобра

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Национальные кресты: от Африки до Страны Басков

Если в первые века нашей эры кресты или их прототипы изредка появлялись на фресках в катакомбах, саркофагах, мозаиках и некоторых монетах или золоченых донцах, в поздней Античности они стали частью литургии и неотъемлемой — и важнейшей — частью христианской иконографии. Неудивительно, что возникло огромное количество форм креста. Самыми первыми из них были:

 crux quadrata, или греческий крест;

crux quadrata, или греческий крест;

 crux immissa, или латинский крест;

crux immissa, или латинский крест;

Его вариации — перевернутый крест святого Петра , а также архиепископальный крест — и папский крест —, используемые в католической литургии. Папский крест, тройной, как и папская тиара, является символом Троицы и выделяет папу среди прочих клириков. Соответственно, архиепископальный крест демонстрирует, что архиепископ ниже рангом на одну ступень.

 crux commissa, или Тау-крест;

crux commissa, или Тау-крест;

 crux decussata, или Андреевский крест.

crux decussata, или Андреевский крест.

Большинство богословов считали, что Христос был распят на латинском кресте, хотя некоторые предполагал, что это был всё же Тау-крест. О разнообразии мнений свидетельствуют и различные предположения о том, что Спаситель был повешен, а не распят на кресте. К примеру, в гимне Венанция Фортуната «Знамена близятся царя» (VI век) при описании распятия Христа вместо слова «распят» стоит слово «подвешен»:

Знамена близятся царя, И там просияет таинство Креста, Где во плоти тот, кто нас создал, Врагами был подвешен.

Четыре основных формы креста использовались в литургии, оформлении храмов и в геральдике. Вследствие активного использования символа по всему христианскому миру многие художники пытались создавать всё более и более замысловатые формы, таким образом выделяя свои кресты среди прочих.

Так крест приобрел бесчисленное множество «национальных» вариантов. В III веке среди коптов, живущих на территории современного Египта, распространился крест, восходящий формой к древнеегипетскому анкху.

В Армении, первой стране, принявшей христианство (

В Армении, первой стране, принявшей христианство (301 год), крест стал фигурным.

Именно с такими украшениями по краям распятие изоб

Именно с такими украшениями по краям распятие изображали скульпторы на каменных крестах-хачкарах. Вероятно, они означали прорастающие из мертвого древа креста живые листья, намекающие на воскресение Спасителя. В Грузии христианство было принято в 326 году, по легенде убедила царя крестить страну святая Нина. Грузинская вариация креста связана с преданием о том, что святой Нине явилась Богоматерь и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Это объясняет его необычную форму и в то же время

Это объясняет его необычную форму и в то же время роднит с армянским крестом с выраженными растительными мотивами. В соседней с Арменией Кавказской Албании, где жили христиане-удины (в этой стране приняли христианство вслед за Арменией — в 330-е годы), крест тоже был похож на армянский.

На современных распятиях удинов также находятся си

На современных распятиях удинов также находятся символы Луны и Солнца (часто присутствующие и на православных иконах или католических алтарных панелях).

Вторая волна крещений европейских стран породила н

Вторая волна крещений европейских стран породила новые «национальные» формы креста. В раннем Средневековье, в VIII–IX веках среди кельтских народов (крещены в V веке) и в Британии (христианизация в VII веке) распространяется кельтский крест, то есть распятие, заключенное в круг.

Теорий о происхождении формы кельтского креста нес

Теорий о происхождении формы кельтского креста несколько. Одни ученые считают, что это изображение деревянных подпорок, которые поддерживали перекладину креста

Другие склоняются к тому, что кельтский крест — всего лишь вариация кольцевых крестов, распространенных по всему христианскому миру, и кольцо в нем символизирует небесную сферу. Похожие кресты с «нимбами» встречались и в других странах — Франции, России (Новгород), Галисии и т. д., — впрочем, там они не стали распространенными символами.

Свой крест в XI веке возникает в Северной Македони

Свой крест в XI веке возникает в Северной Македонии.

Эта оригинальная форма позаимствована из националь

Эта оригинальная форма позаимствована из национальных орнаментов, до того появлявшихся в церковных книгах, украшениях храмов и т. д. Она в большой степени укоренена в народной традиции и связана с природными формами. В XIII веке уникальная форма креста появляется и в соседней Сербии.

Крест святого Саввы, представляющий собой равносто

Крест святого Саввы, представляющий собой равностороннее греческое распятие, украшен четырьмя огнивами, стилизованными как С-образные символы. Этот паттерн позаимствован у византийского креста VI века, в котором вместо букв С были буквы В, отсылающие к фразе «Царь (базилевс) царей царствует над царями». В сербском варианте она превратилась в «Святой Савва — сербская слава».

Новый всплеск моды на кресты разнообразных форм во

Новый всплеск моды на кресты разнообразных форм возник во время Крестовых походов, когда христианская символика начала срастаться с ранней геральдической традицией. Распятие крестоносцев, появившееся в XI веке, после взятия Иерусалима, представляло собой четыре небольших креста, расположенных вокруг главного, греческого равностороннего креста.

Считалось, что центральный крест символизировал Хр

Считалось, что центральный крест символизировал Христа, а расположенные по краям — четырех евангелистов; или же пять крестов обозначали пять ран Спасителя — в ногах, руках и в боку; также существовала интерпретация маленьких крестов как гвоздей, расположенных вокруг распятия. В XIII веке этот крест стал официальным символом Иерусалимского королевства.

Галисийские рыцари в XII веке основали Великий военный орден меча святого Иакова Компостельского и использовали в качестве эмблемы крест-меч, отсылающий к казни апостола Иакова, а также к их намерению огнем и мечом изгнать мусульман из Святой земли.

Рыцари-тамплиеры в XII веке могли пользоваться лап

Рыцари-тамплиеры в XII веке могли пользоваться лапчатым крестом, появившимся еще в раннем Средневековье.

Он изображался на униформе тамплиеров и всегда был

Он изображался на униформе тамплиеров и всегда был ярко-красного цвета, демонстрируя желание храмовников принять мученическую смерть за веру. В XIV веке Мальтийский орден стал использовать крест похожей формы, с четырьмя острыми углами на концах, напоминающими наконечники стрелы.

Восьмиконечный мальтийский крест символизировал, п

Восьмиконечный мальтийский крест символизировал, по одной из версий, восемь лангов рыцарей-госпитальеров, то есть восемь национальностей, участвующих в ордене. В другой интерпретации восемь концов обозначают восемь заповедей блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Многие народы, крестившиеся еще на заре христианства, долгое время не имели своих «национальных» крестов, однако в позднем Средневековье и в Новое время, в эпоху бурного формирования национальных идентичностей, стали использовать традиционные мотивы для создания распятий государственного значения. В 333 году христианство приняло Аксумское царство, ядро которого находилось на территории сегодняшней Эфиопии.

Как минимум к XIII веку в Эфиопии появились кресты замысловатой формы, с массивным основанием, называющимся «рукой Адама», и с массивной дугой сверху, украшенной двенадцатью лучами

Этот элемент на так называемом кресте Лалибелы трактуется как двенадцать апостолов, окружающих Христа.

В Эфиопии сегодня существует три основных стиля кр

В Эфиопии сегодня существует три основных стиля крестов, связанных с регионами изготовления. Кроме креста Лалибелы есть кресты Гондэра и Аксума, с XIV века развивающие орнаментально-геометрические мотивы с множеством переплетений, узлов и повторяющихся паттернов. Такие кресты обладают квадратными, ромбическими или круглыми ореолами или лопастями.

На территории современной области Испании, в Стран

На территории современной области Испании, в Стране Басков, в XVI столетии зародилось особое изображение баскского креста, восходящее к доисторическим орнаментам. Четыре лепестка, вращающиеся по часовой стрелке, напоминают формой одновременно и крест, и Солнце.

Этот знак, называемый лаубуру, становится символом

Этот знак, называемый лаубуру, становится символом национального освобождения, и многие баски считают, что четыре его лепестка означают четыре провинции их страны.

Шестиконечный крест

Это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Нижняя перекладина шестиконечного креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны.  По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Иисуса ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Можно ли православному носить католический крестик

В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.

Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы. В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии.

Католики предпочитают вариант без распятия

Более прогрессивные представители РПЦ не запрещают носить католический крест православному человеку. Они закономерно полагают, что духовное содержание креста и степень жертвенного подвига Иисуса не зависят от визуальных нюансов материального объекта.

С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.

Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.

07.05.21

фото православного креста